Первый африканский чемпионат мира настраивает на непредсказуемость
Сознание, получив вводные данные, с которыми доселе оно не сталкивалось, ищет аналогии - и находит в недавнем прошлом дебютный мундиаль азиатского континента. Япония и Корея, две высокоорганизованные страны, не смогли избежать проблем в самом проведении турнира - что рисует не самую оптимистичную параллель, - однако куда больше дальневосточное первенство запомнилось благодаря необычным результатам. Чемпионат мира, призванный, вроде бы, определять лучших из лучших, предложил зрителям сборные Кореи и Турции в полуфинале, неведомый Сенегал - как главную сенсацию, а Францию с Аргентиной - как главных неудачников. Золото, однако, разыграли те, кому и положено - топовые Бразилия и Германия. Интригующие выскочки вовремя ушли на второй план, болельщики получили битву старых знакомых, и все встало на свои места.
Там это самое все осталось и четыре года спустя, в более привычной для большого футбола Германии. Люди порадовались Тринидаду и Тобаго, Анголе, Того и прочим нежданным гостям, поболели за них развлечения ради во время группового этапа - и принялись смаковать битвы флагманов в плей-офф. Главной сенсацией стала Украина с Андреем Шевченко, присутствие которого немного сбивало с этой неожиданности налет экзотики. Главными неудачниками выступили ивуарийцы, предположив тем самым грядущую смену акцентов, и - традиционно - испанцы. Борьбу за медали повели Франция, Португалия, Италия и Германия, выдавив из по-немецки основательного чемпионата всякий намек на сюрприз. Немецкая основательность повлекла за собой предсказуемость; следствием предсказуемости, как это часто бывает, стала некоторая скука.
Две принципиально разные модели турнирной сетки - запутанная в клубок и разложенная неводом; удивительно, но, сопоставляя их, понимаешь, что попадать в этот невод еще раз совсем не хочется. Противостояние сильнейших сборных на terra incognita для большого футбола как-то автоматически - причем, параллельно тому, исподволь - строит мост в не испытанные ранее эмоции: видимо, ступая на новую землю, ждешь и новых переживаний. Например, все те же отсылы к японско-корейскому турниру позволяют прогнозировать успех для африканских сборных - даром что далеко не все из них могут похвастать отлаженной игрой. Или, например, верить в недооцениваемых парагвайцев, отлаженный механизм корейской команды, а также южноафриканского Деда Мороза, девятый район и победу сборной России на мундиале-2018. Сейчас просто не знаешь, что представлять - и эти ощущения, на самом деле, очень ценны. Это редкая для современного болельщика растерянность - имея возможность оперировать огромным объемом информации, в такую ситуацию попадать практически не приходится, поэтому стоит ее занести куда-то в папку «избранное» и там оставить примерно до бразильского чемпионата.
Может статься, следующий мундиаль будет уже другим по своей сути. Попытка заглянуть в ближайшее будущее отправляет в будущее куда более отдаленное с мыслью о месте чемпионата мира в календаре: футбольный фестиваль после клубного сезона превращается в тот танцевальный марафон из фильма Сидни Поллака, который продолжается и будет продолжаться дальше. Главные игроки мира приезжают дарить болельщикам праздник, но некоторые из них едва держатся на ногах от усталости - несмотря на постоянно раздвигаемые рамки человеческих возможностей, предел по-прежнему существует. На первые роли начинают выдвигаться футболисты, по каким-то причинам пропустившие часть сезона, а их коллеги, блиставшие в клубах, как правило, уже не находят сил на сборную и нередко получают травмы на пустом месте. Изможденные звезды, вокруг которых вертится карусель огней, взрываются шутихи и мелькают блики фотовспышек, выглядят чуть ли не жертвами, чья цель - не добраться до финала, а дожить до него. Ленты футбольных новостей перед южноафриканским первенством похожи на больничные журналы: у него обострилась застарелая травма колена, этот потянул мышцу, другой с трудом приходит в себя, а тому придется пропустить первый тур.
Чемпионат мира во многом делают звезды, а лишившись самых ярких игроков, главный футбольный турнир планеты теряет в красках. Приобретает в непредсказуемости, это да - топовые сборные без своих лидеров с большой вероятностью могут проиграть не только непосредственному конкуренту, но и лихому выскочке - но это как раз та драматургия, циничная драматургия, от которой следует отказаться. Эти дополнительные детали перегружают сюжет, который у простого, в общем-то, действа под названием «футбольный чемпионат мира», должен быть максимально легким для восприятия. Мундиаль и так подобен мячам Jabulani - запустившись, он полетит по самой непредсказуемой траектории, дезориентируя тех, кто ждал от него слишком многого и старался просчитать все наперед. Самая выгодная позиция в этом случае оказывается у зрителей, которые останутся в выигрыше при любом раскладе, вне зависимости от того, закрутится ли интрига в тугой клубок или останется четкой. Последний вариант тоже ведь будет до известной степени непредсказуемым - на первом в истории африканском чемпионате линейный сюжет сам по себе выглядит чем-то нездешним и неожиданным.
|